Астрология древнего мира
Астрология — группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.
Этапы развития астрологии в древних цивилизациях.
Согласно археологическим данным у каждой из древних цивилизаций существовал свой вариант астрологии. Каждый народ видел небо над своей ойкуменой по-разному, в соответствие с собственной мифологией. Однако, во всех культурах неизменно соблюдался принцип подобия макрокосма микрокосму. В герметической традиции он был сформулирован следующим образом: «то, что внизу, подобно тому что наверху». Поэтому эволюция астрологии любого из древних народов, создавших первые цивилизации, включала в себя 3 основных этапа:
- Создание астрономической календарной модели и сопутствующей символико-мифологической системы.
- Разработка теорий движения небесных тел и системы астрологических трактовок их конфигураций.
- Создание Книги Судеб.
После завершения последнего этапа носители традиции обычно прекращают работу по совершенствованию системы, из-за чего она останавливается в своем развитии и теряет связь с реальностью, т.е. свои описательные и прогностические возможности. В результате древняя мудрость окостеневает и превращается в суеверие.
Около 650 года до н.э. астрология предзнаменований переходит в промежуточную стадию (зодиакальная примитивная астрология) и около 450 года до н.э. начинается этап гороскопной астрологии, длящийся до сих пор.
Возникновение развитых астрологических традиций не было одновременным. Наиболее ранним, судя по всему, было появление астрологии в Месопотамии и (возможно) у древних ариев (ориентировочно на рубеже III–II тыс. до н.э.); в Китае и Месоамерике астрологические концепции были сформулированы к середине I тыс. до н.э.; тогда как астрологическая система друидов, видимо, сформировалась в последние века I тыс. до н.э. Точная датировка древнейших этапов становления астрологии весьма затруднена.
Ранняя астрология. Создание астральных мифов.
Всемирный потоп, произошедший в IX тыс. до н.э. и уничтоживший большую часть населения земли, также уничтожил и всякие следы цивилизации. Население Земли сократилось (по разным оценкам от 100 тыс. до 1 мл. человек). В момент катастрофы в атмосферу было выброшено огромное количество взвешенных частиц. Это породило эффект «ядерной зимы».
Таким образом, можно себе представить какой безрадостный мир предстал перед глазами немногочисленных людей, выживших в этой катастрофе. Холодные, безжизненные пространства. Безжизненные потому, что в катастрофе погибла большая часть флоры и фауны.
Археологи находят целые огромные кладбища доисторических животных, которые погибли мгновенно, утонув в гигантских селевых потоках, которые образовались после падения метеорита. Растительный мир серьезно обеднел и измельчал, поскольку теплолюбивые растения вымерзли вследствие наступившего похолодания.
Атмосфера после катастрофы потеряла свою прозрачность, поэтому даже в безоблачные ночи были видны только самые яркие звезды неба. Первым лучом надежды зажегся Сириус (Сотис). Именно с ним связан древнеарийский цикл змееборческих мифов, древнеегипетский миф об умирающем и воскрешающемся Озирисе, а также первые мифы других народов. Сюжетное ядро этого мифа совпадает практически у всех индоевропейцев: герой освобождает из плена воды и скот, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности общества.
Следом за Сириусом стали видны яркие звезды, которые мы сегодня называем звездами первой величины. Этих звезд около 25. С ними были связаны базовые мифы, которые можно реконструировать, исследуя современные произведения литературы и искусства. Эти мифы, воплощенные в ритуалах, структурировали жизнь, и быт людей того времени. До нашего времени дошли богослужебные гимны, которыми сопровождались эти ритуалы. Они зафиксированы, в частности, в Ведах и Авесте.
К сожалению, до нас не дошла система астральной привязки этих мифов и ритуалов. Однако, на ее существование указывает множество свидетельств, благодаря которым она может быть восстановлена.
Астрология древних цивилизаций
Месопотамия
Основным источником достоверных сведений о самых ранних астрологических системах являются клинописные глиняные таблички, найденные при раскопках в Двуречье (Месопотамии) – природной области в Западной Азии, в бассейнах рек Тигр и Евфрат.
Наиболее ценной в этом плане оказалась обширнейшая коллекция клинописных табличек, собранная ассирийским царём Ашшурбанипалом в 7 в. до н.э. в Ниневии и обнаруженная археологами уже в Новое время. Среди её текстов особенно значима большая астрологическая серия “Энума Ану Энлиль”, в которой были собраны предзнаменования за более чем тысячелетний период.
Именно Двуречье принято считать местом возникновения древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Первые города-государства были созданы шумерами, которые пришли на территорию Южного Двуречья на рубеже V – IV тыс. до н.э. Во 2-й пол. III тыс. до н.э. здесь уже существовали города, население которых исчислялось десятками тысяч (Урук, Киш, Ур, Лагаш и др.). Как раз к этой эпохе восходит систематическое наблюдение неба шумерами.
В последние века III тыс. до н.э. в Месопотамии уже велись систематические наблюдения астрономических событий, которым придавалось астрологическое значение.
Вавилония
В начале II тыс. до н.э. в южной части Двуречья сформировалось государство Вавилония (т.наз. Старовавилонское царство), достигшее своего расцвета в XVIII — XVII вв. Именно этим периодом датируются древнейшие известные астрологические тексты и деятельность первых астрологов, имена которых дошли до нас.
Вавилонские жрецы наблюдали за движением Солнца, Луны и планет среди созвездий, постигая через них волю богов. Их предсказания, если воспользоваться современной терминологией, были мунданными: они касались судьбы правителей и государств, погоды и урожая.
В XVI в. до н.э. Вавилонию завоевали горцы-касситы, что привело к её политическому ослаблению. На астрологии это сказалось неоднозначно:
- с одной стороны, именно во времена касситской династии (правившей до середины XII в. до н.э.) была собрана уже упомянутая серия астрологических предзнаменований «Энума Ану Энлиль», велись наблюдения восходов, заходов и кульминаций звёзд и планет.
- с другой стороны, есть основания полагать, что в касситский период традиция наблюдения и интерпретации небесных явлений на какое-то время была прервана.
В вавилонской мифологии существует сюжет, связанный с таблицами судеб. Эти таблицы, согласно старовавилонской версии мифа, таблицы судеб были украдены птицей Анзуд у бога Энлиля, в результате чего нарушился божественный порядок во всей Месопотамии. Боги, потеряв на время контроль над судьбами людей, были не в состоянии обеспечить исполнение своих законов, и страна погрузилась в хаос. Однако, бог Нинурта (аккад. Нингирсу) сумел победить птицу и отобрать у нее скрижали судеб. Вместе с этим не существует каких-либо исторических свидетельств, доказывающих существование вавилонской «книги судеб».
Китайская цивилизация
Первый этап развития китайской астрологии был отмечен созданием очень точного лунно-солнечного календаря, который широко используется в Китае до сих пор, являясь, по сути, вторым неофициальным календарем этой страны.
Причем характерной особенностью китайского календаря является то, что в качестве его смысловой основы используются не мифологические сюжеты, а концепции даосской философии. Благодаря этому древний китайский календарь широко используется в современном обществе. По большому счету, известная у нас «восточная астрология» является календарной астрологией.
Есть все основания полагать, что эта астрология развивалась практически автономно на протяжении всей своей истории, и не содержит в себя явных заимствований из Вавилона, как, например, индийская.
В VIII — VII веках до н.э. в Китае продолжали вырабатываться положения, которые в последующие столетия станут базисом китайской астрологии. Среди важнейших событий следует упомянуть разработку врачевателем из царства Цинь по имени И Хэ астромедицинской концепции о шести энергиях (ци), успешное применение Ши Мо (придворным астрологом из царства Цзинь, VIII в. до н.э.) теории об инь и ян в политических прогнозах, а также создание «Канона перемен» («И цзин») — ключевой работы для понимания научной и философской мысли в древнем и средневековом Китае.
Наиболее древние известные нам астрологические сочинения, созданные в Китае, датируются концом V — IV вв. до н.э. В это же время был составлен первый известный список неподвижных звёзд (свыше 800). Данные работы показывают удивительное сходство с техниками месопотамской астрологии предзнаменований. Видимо, эти методики были занесены в Китай из Индии буддийскими миссионерами. Соединившись с уже существующими концепциями (в частности, с идеей 28 «лунных стоянок» — сю — на небесном экваторе) и с наблюдениями китайских учёных, эти методики в итоге образовали ту систему, которую мы знаем из трактата выдающегося историографа и астролога Сыма Цяня «Тянь гуань шу» (рубеж II — I вв. до н.э.).
Весьма плодовитой была деятельность астронома, астролога, механика, сейсмолога и географа Чжан Хэна (78 — 139 н.э.). Его роль в истории китайской «науки о звёздах» по важности сравнима с ролью его современника Клавдия Птолемея в истории эллинистической астрономии и астрологии.
В III в. жил Гуань Ло — первый известный специалист по определению судьбы на основании соотнесения «небесных стволов» и «земных ветвей» с 5 стихиями по 60-ричному циклу, т.е. разработчик системы, известной всем нам как «восточный гороскоп». Астролого-алхимические построения разрабатывались в рамках даосизма (в частности, в рамках «учения о бессмертии» — одной из важнейших даосских доктрин).
Древний Египет
Первый этап развития египетской астрологии скрыт от нас в глубине веков, и мы можем только предполагать, каким он был. Если допустить, что развитие звездной науки в Египте началось одновременно с возникновением цивилизации в долине Нила, то получиться, что этот период начался около 7 тыс. лет назад.
Однако, несмотря на то, что в Египте подобные мегалитические обсерватории не обнаружены, тем не менее, точно известно, что египтяне имели очень точный и сложный календарь и относились к нему с большим трепетом.
Интересный факт — фараон, всходя на престол, давал клятву не вносить изменения в календарь.
В Древнем Египте получили развитие представления о благоприятных и злотворных днях календаря, в хронометрических целях велись наблюдения звёзд (в частности, были выделены т.наз. деканы — 36 групп ярких звёзд, расположенных вдоль эклиптики).
От второго этапа Египетской астрологии практически ничего не осталось. Единственными свидетельствами его существования являются упоминания Клавдием Птолемеем египетских астрологических папирусов, с которыми ему удалось познакомиться, несмотря на их плохое состояние.
О последнем этапе не известно практически ничего, разве что упоминание Платона о том, что египетские жрецы имеют книги, где записаны судьбы мира и каждого человека.
Арии
Имеющиеся сведения о культуре индоиранцев не позволяют однозначно судить о наличии или отсутствии оригинальных развитых астрологических систем у индоариев на этом историческом этапе.
Астрологические представления раннего периода нашли выражение в священных книгах этих народов – Ведах и Авесте, которые начали создаваться в конце II – начале I тыс. до н.э.
Древнеиранская астрология неразрывно связана с религией зороастризма: разработка основных положений “науки о звёздах” приписывалась непосредственно основателю религии пророку Заратуштре, и одной из главных областей применения астрологии была религиозно-обрядовая сфера. Не менее важное место заняла астрология в индийской ведической религии. Однако трудно сказать, насколько была развита древнеиранская и древнеидийская астрология в доахеменидскую эпоху. Вероятнее всего, здесь следует говорить ещё о протоастрологии.
Ахеменидская эпоха (6–4 вв. до н.э.) стала поворотным пунктом в развитии индоиранской астрологии. Власть могущественной державы Ахеменидов распространялась и смешивалась с другими культурами. В частности, концепции астрономии и астрологии Двуречья проникли в Индию – о чём свидетельствует трактат Лагадхи “Джъётишаведанга” (конец 5 в. до н.э.) и оказали сильное влияние на дальнейшее развитие индийской науки. Персидская астрономия и астрология также впитала в себя мудрость Двуречья.
Месоамерика
Сведения по истории астрологии в Месоамерике (так называется территория современной Мексики и севера Центральной Америки) более скудны. Тем не менее, известно, что ещё за несколько веков до нашей эры здесь существовала развитая культура ольмеков. Резьба по камню, сделанная ольмекскими художниками около 600 г. до н.э., даёт основание утверждать, что ключевые знаки месоамериканской астрологии использовались уже тогда.
Цолькин – 260-дневный цикл, составляющий уникальную особенность месоамериканской астрологии – сформировался к 200 г. до н.э.
VI век до нашей эры
VI в. до н.э. вошёл в историю как век небывалого расцвета религиозно-философской мысли. В этом столетии жили Лао-цзы (основатель учения даосизма), Конфуций (величайший китайский педагог, мыслиель и государственный деятель), Будда Шакьямуни (основатель первой из «мировых религий»), Махавира Джина (вероучитель джайнизма, и по сей день остающегося одной из самых массовых религий в Индии), Пифагор (знаменитый греческий философ, учёный и религиозный реформатор).
VI в. до н.э. явился также временем начала расцвета зороастризма (ставшего доминирующей религией Персидской державы Ахеменидов) и временем оформления орфизма (древнегреческого религиозно-мистического учения). Практически во всех перечисленных новых религиозно-философских учениях астрология стала играть значимую роль.
Существуют различные теории, пытающиеся объяснить этот удивительный всплеск в духовной жизни самых различных народов, но здесь мы ограничимся лишь одним фактом, безусловно интересным для астрологов. Именно в VI в. до н.э. произошло единственное за всю обозримую историю человеческой цивилизации соединение трёх высших планет — Урана, Нептуна и Плутона, — причём это соединение происходило на Южном Лунном Узле в оппозиции к Сатурну на Северном Узле. Максимальное сближение трёх высших планет произошло в мае 577 г. и в мае 576 г. до н.э.
Друиды
Что же касается астрологии друидов, то здесь наши сведения особенно неполны и фрагментарны. Данная астрологическая традиция основана на воззрениях многочисленных племён, в древности живших на севере Европы – в Галлии, Ирландии, Британии. Друидами у древних кельтов и галлов назывались жрецы местных дохристианских культов. Обилие лакун в наших знаниях об истории и особенностях астрологической системы друидов связано, во-первых, с тем, что кельтско-галльская культура была бесписьменной, а во-вторых, с тем, что астрология друидов как часть языческой культуры активно подавлялась христианской церковью, начиная с раннего Средневековья, и не сохранилась ни в живой традиции, ни в достоверных источниках дохристианского периода.
Главным источником исторических сведений о кельтах и галлах для нас являются сообщения античных авторов. По свидетельству Юлия Цезаря (I в. до н.э.), друиды “много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе, могуществе и власти бессмертных богов”. По утверждению Цезаря, друиды считали святотатством записывать своё учение и потому у них просто никогда не было астрологических таблиц как таковых.
Древняя Греция
Решающее значение как в частной, так и в общественной жизни греков имели предсказания будущего на основании гаданий и оракулов.
Небесными знамениями издревле считались солнечные и лунные затмения и падения метеоров. В быту пользовались календарями удачных и неудачных дней лунного месяца: «день — когда мать, а когда и мачеха». Слова «астрономия» и «астрология» употреблялись в смысле, отличном от современного. Так, «астрономия» могла означать теоретическое знание, бесполезное в практической жизни, а «астрология» — необходимое руководство для определения времени, благоприятного для того или иного вида деятельности.
На ранних этапах своего развития греческая культура создала собственный звездный календарь. Его изложил поэт Гесиод в поэме «Труды и дни».
Вопросам календаря и морской навигации уделялось особое внимание в практической науке о звездах. Ее знатоками считались древние мудрецы: Фалес Милетский (VII-VI вв. до Р. Х.) предсказал солнечное затмение; Анаксимандр (VI в. до Р. Х.) первым установил гномон, указывающий дни равноденствия и солнцестояния , и создал небесную карту . Платон считал, что астрономические знания обязательны для всех граждан государства.
Однако, в 4-м веке до н.э. вследствие успешных походов Александра Македонского греческая цивилизация вступила в контакт с вавилонской, в результате чего греческая астрология получила мощный толчок в своем развитии. Греческая мифология обогатилась большим количеством месопотамских сюжетов, а греческая астрология заимствовала из Вавилона систему деления небесной сферы на отдельные созвездия и соответствующие им мифы.
В дальнейшем греческая наука не ограничилась одними лишь заимствованиями, а сумела существенно усовершенствовать вавилонские астрономические модели. Так греческий ученый Птолемей, уже на закате эпохи эллинизма, сумел создать наиболее совершенную на тот момент теорию движения планет, которая стала использоваться во всех частях известной тогда ойкумены.
Наконец, греческий ученый Гиппарх открыл явление прецессии, что позволило как повысить точность астрономических расчетов, так и ввести понятие тропического зодиака.
Наряду с разработкой астрономической модели Птолемей предпринял попытку систематизировать и астрологическое наследие эпохи эллинизма, которое в основе своей представляло собой модернизированную вавилонскую систему. Результаты своих изысканий он изложил в «Тетрабиблосе».
В народной греческой религии начиная с V в. до Р. Х. также происходили изменения, подготовившие массовое сознание к принятию астрологии
Древний Рим
В Древнем Риме астрология играла гораздо более важную роль, чем в классической Греции. Возможно, это было связано с тем, что астрология и другие мантические техники активно разрабатывались народами Европы, с которыми римляне вступали в контакт. В частности, римские авторы отмечают популярность астрологии у галлов. Этруски, ближайшие соседи римлян, также занимались астрологией.
В Риме наука о звёздах была популярна как среди правящей элиты, так и у широких слоёв населения. В частности, астрология играла немалую роль в истории второго сицилийского восстания рабов (104 — 99 до н.э.).
Среди крупнейших астрологов Римской империи, живших в I в., следует упомянуть:
- Марка Манилия, автора стихотворного трактата “Астрономика”,
- Тразилла (Фрасилла), который был личным астрологом и близким другом императоров Августа и Тиберия,
- Доротея Сидонского, написавшего знаменитое астрологическое “Пятикнижие”,
- Херемона, который вместе с Сенекой был воспитателем юного Нерона,
- Тимея, автора двух авторитетных астрологических трактатов на греческом языке,
- Балбилла, астролога императоров Клавдия и Нерона, который даже стал правителем Египта (префектом)
Однако чрезмерный интерес к астрологии имел и негативные последствия: в Римской империи астрологи несколько раз подвергались гонениям — именно потому, что они правильно определяли тенденции жизни сильных мира сего, а этим могли воспользоваться противники правителя. В Римской империи астрологию нередко критиковали и философы.
Видео
Источники
Астрология — группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.
Этапы развития астрологии в древних цивилизациях.
Согласно археологическим данным у каждой из древних цивилизаций существовал свой вариант астрологии. Каждый народ видел небо над своей ойкуменой по-разному, в соответствие с собственной мифологией. Однако, во всех культурах неизменно соблюдался принцип подобия макрокосма микрокосму. В герметической традиции он был сформулирован следующим образом: «то, что внизу, подобно тому что наверху». Поэтому эволюция астрологии любого из древних народов, создавших первые цивилизации, включала в себя 3 основных этапа:
- Создание астрономической календарной модели и сопутствующей символико-мифологической системы.
- Разработка теорий движения небесных тел и системы астрологических трактовок их конфигураций.
- Создание Книги Судеб.
После завершения последнего этапа носители традиции обычно прекращают работу по совершенствованию системы, из-за чего она останавливается в своем развитии и теряет связь с реальностью, т.е. свои описательные и прогностические возможности. В результате древняя мудрость окостеневает и превращается в суеверие.
Около 650 года до н.э. астрология предзнаменований переходит в промежуточную стадию (зодиакальная примитивная астрология) и около 450 года до н.э. начинается этап гороскопной астрологии, длящийся до сих пор.
Возникновение развитых астрологических традиций не было одновременным. Наиболее ранним, судя по всему, было появление астрологии в Месопотамии и (возможно) у древних ариев (ориентировочно на рубеже III–II тыс. до н.э.); в Китае и Месоамерике астрологические концепции были сформулированы к середине I тыс. до н.э.; тогда как астрологическая система друидов, видимо, сформировалась в последние века I тыс. до н.э. Точная датировка древнейших этапов становления астрологии весьма затруднена.
Ранняя астрология. Создание астральных мифов.
Всемирный потоп, произошедший в IX тыс. до н.э. и уничтоживший большую часть населения земли, также уничтожил и всякие следы цивилизации. Население Земли сократилось (по разным оценкам от 100 тыс. до 1 мл. человек). В момент катастрофы в атмосферу было выброшено огромное количество взвешенных частиц. Это породило эффект «ядерной зимы».
Таким образом, можно себе представить какой безрадостный мир предстал перед глазами немногочисленных людей, выживших в этой катастрофе. Холодные, безжизненные пространства. Безжизненные потому, что в катастрофе погибла большая часть флоры и фауны.
Археологи находят целые огромные кладбища доисторических животных, которые погибли мгновенно, утонув в гигантских селевых потоках, которые образовались после падения метеорита. Растительный мир серьезно обеднел и измельчал, поскольку теплолюбивые растения вымерзли вследствие наступившего похолодания.
Атмосфера после катастрофы потеряла свою прозрачность, поэтому даже в безоблачные ночи были видны только самые яркие звезды неба. Первым лучом надежды зажегся Сириус (Сотис). Именно с ним связан древнеарийский цикл змееборческих мифов, древнеегипетский миф об умирающем и воскрешающемся Озирисе, а также первые мифы других народов. Сюжетное ядро этого мифа совпадает практически у всех индоевропейцев: герой освобождает из плена воды и скот, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности общества.
Следом за Сириусом стали видны яркие звезды, которые мы сегодня называем звездами первой величины. Этих звезд около 25. С ними были связаны базовые мифы, которые можно реконструировать, исследуя современные произведения литературы и искусства. Эти мифы, воплощенные в ритуалах, структурировали жизнь, и быт людей того времени. До нашего времени дошли богослужебные гимны, которыми сопровождались эти ритуалы. Они зафиксированы, в частности, в Ведах и Авесте.
К сожалению, до нас не дошла система астральной привязки этих мифов и ритуалов. Однако, на ее существование указывает множество свидетельств, благодаря которым она может быть восстановлена.
Астрология древних цивилизаций
Месопотамия
Основным источником достоверных сведений о самых ранних астрологических системах являются клинописные глиняные таблички, найденные при раскопках в Двуречье (Месопотамии) – природной области в Западной Азии, в бассейнах рек Тигр и Евфрат.
Наиболее ценной в этом плане оказалась обширнейшая коллекция клинописных табличек, собранная ассирийским царём Ашшурбанипалом в 7 в. до н.э. в Ниневии и обнаруженная археологами уже в Новое время. Среди её текстов особенно значима большая астрологическая серия “Энума Ану Энлиль”, в которой были собраны предзнаменования за более чем тысячелетний период.
Именно Двуречье принято считать местом возникновения древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Первые города-государства были созданы шумерами, которые пришли на территорию Южного Двуречья на рубеже V – IV тыс. до н.э. Во 2-й пол. III тыс. до н.э. здесь уже существовали города, население которых исчислялось десятками тысяч (Урук, Киш, Ур, Лагаш и др.). Как раз к этой эпохе восходит систематическое наблюдение неба шумерами.
В последние века III тыс. до н.э. в Месопотамии уже велись систематические наблюдения астрономических событий, которым придавалось астрологическое значение.
Вавилония
В начале II тыс. до н.э. в южной части Двуречья сформировалось государство Вавилония (т.наз. Старовавилонское царство), достигшее своего расцвета в XVIII — XVII вв. Именно этим периодом датируются древнейшие известные астрологические тексты и деятельность первых астрологов, имена которых дошли до нас.
Вавилонские жрецы наблюдали за движением Солнца, Луны и планет среди созвездий, постигая через них волю богов. Их предсказания, если воспользоваться современной терминологией, были мунданными: они касались судьбы правителей и государств, погоды и урожая.
В XVI в. до н.э. Вавилонию завоевали горцы-касситы, что привело к её политическому ослаблению. На астрологии это сказалось неоднозначно:
- с одной стороны, именно во времена касситской династии (правившей до середины XII в. до н.э.) была собрана уже упомянутая серия астрологических предзнаменований «Энума Ану Энлиль», велись наблюдения восходов, заходов и кульминаций звёзд и планет.
- с другой стороны, есть основания полагать, что в касситский период традиция наблюдения и интерпретации небесных явлений на какое-то время была прервана.
В вавилонской мифологии существует сюжет, связанный с таблицами судеб. Эти таблицы, согласно старовавилонской версии мифа, таблицы судеб были украдены птицей Анзуд у бога Энлиля, в результате чего нарушился божественный порядок во всей Месопотамии. Боги, потеряв на время контроль над судьбами людей, были не в состоянии обеспечить исполнение своих законов, и страна погрузилась в хаос. Однако, бог Нинурта (аккад. Нингирсу) сумел победить птицу и отобрать у нее скрижали судеб. Вместе с этим не существует каких-либо исторических свидетельств, доказывающих существование вавилонской «книги судеб».
Китайская цивилизация
Первый этап развития китайской астрологии был отмечен созданием очень точного лунно-солнечного календаря, который широко используется в Китае до сих пор, являясь, по сути, вторым неофициальным календарем этой страны.
Причем характерной особенностью китайского календаря является то, что в качестве его смысловой основы используются не мифологические сюжеты, а концепции даосской философии. Благодаря этому древний китайский календарь широко используется в современном обществе. По большому счету, известная у нас «восточная астрология» является календарной астрологией.
Есть все основания полагать, что эта астрология развивалась практически автономно на протяжении всей своей истории, и не содержит в себя явных заимствований из Вавилона, как, например, индийская.
В VIII — VII веках до н.э. в Китае продолжали вырабатываться положения, которые в последующие столетия станут базисом китайской астрологии. Среди важнейших событий следует упомянуть разработку врачевателем из царства Цинь по имени И Хэ астромедицинской концепции о шести энергиях (ци), успешное применение Ши Мо (придворным астрологом из царства Цзинь, VIII в. до н.э.) теории об инь и ян в политических прогнозах, а также создание «Канона перемен» («И цзин») — ключевой работы для понимания научной и философской мысли в древнем и средневековом Китае.
Наиболее древние известные нам астрологические сочинения, созданные в Китае, датируются концом V — IV вв. до н.э. В это же время был составлен первый известный список неподвижных звёзд (свыше 800). Данные работы показывают удивительное сходство с техниками месопотамской астрологии предзнаменований. Видимо, эти методики были занесены в Китай из Индии буддийскими миссионерами. Соединившись с уже существующими концепциями (в частности, с идеей 28 «лунных стоянок» — сю — на небесном экваторе) и с наблюдениями китайских учёных, эти методики в итоге образовали ту систему, которую мы знаем из трактата выдающегося историографа и астролога Сыма Цяня «Тянь гуань шу» (рубеж II — I вв. до н.э.).
Весьма плодовитой была деятельность астронома, астролога, механика, сейсмолога и географа Чжан Хэна (78 — 139 н.э.). Его роль в истории китайской «науки о звёздах» по важности сравнима с ролью его современника Клавдия Птолемея в истории эллинистической астрономии и астрологии.
В III в. жил Гуань Ло — первый известный специалист по определению судьбы на основании соотнесения «небесных стволов» и «земных ветвей» с 5 стихиями по 60-ричному циклу, т.е. разработчик системы, известной всем нам как «восточный гороскоп». Астролого-алхимические построения разрабатывались в рамках даосизма (в частности, в рамках «учения о бессмертии» — одной из важнейших даосских доктрин).
Древний Египет
Первый этап развития египетской астрологии скрыт от нас в глубине веков, и мы можем только предполагать, каким он был. Если допустить, что развитие звездной науки в Египте началось одновременно с возникновением цивилизации в долине Нила, то получиться, что этот период начался около 7 тыс. лет назад.
Однако, несмотря на то, что в Египте подобные мегалитические обсерватории не обнаружены, тем не менее, точно известно, что египтяне имели очень точный и сложный календарь и относились к нему с большим трепетом.
Интересный факт — фараон, всходя на престол, давал клятву не вносить изменения в календарь.
В Древнем Египте получили развитие представления о благоприятных и злотворных днях календаря, в хронометрических целях велись наблюдения звёзд (в частности, были выделены т.наз. деканы — 36 групп ярких звёзд, расположенных вдоль эклиптики).
От второго этапа Египетской астрологии практически ничего не осталось. Единственными свидетельствами его существования являются упоминания Клавдием Птолемеем египетских астрологических папирусов, с которыми ему удалось познакомиться, несмотря на их плохое состояние.
О последнем этапе не известно практически ничего, разве что упоминание Платона о том, что египетские жрецы имеют книги, где записаны судьбы мира и каждого человека.
Арии
Имеющиеся сведения о культуре индоиранцев не позволяют однозначно судить о наличии или отсутствии оригинальных развитых астрологических систем у индоариев на этом историческом этапе.
Астрологические представления раннего периода нашли выражение в священных книгах этих народов – Ведах и Авесте, которые начали создаваться в конце II – начале I тыс. до н.э.
Древнеиранская астрология неразрывно связана с религией зороастризма: разработка основных положений “науки о звёздах” приписывалась непосредственно основателю религии пророку Заратуштре, и одной из главных областей применения астрологии была религиозно-обрядовая сфера. Не менее важное место заняла астрология в индийской ведической религии. Однако трудно сказать, насколько была развита древнеиранская и древнеидийская астрология в доахеменидскую эпоху. Вероятнее всего, здесь следует говорить ещё о протоастрологии.
Ахеменидская эпоха (6–4 вв. до н.э.) стала поворотным пунктом в развитии индоиранской астрологии. Власть могущественной державы Ахеменидов распространялась и смешивалась с другими культурами. В частности, концепции астрономии и астрологии Двуречья проникли в Индию – о чём свидетельствует трактат Лагадхи “Джъётишаведанга” (конец 5 в. до н.э.) и оказали сильное влияние на дальнейшее развитие индийской науки. Персидская астрономия и астрология также впитала в себя мудрость Двуречья.
Месоамерика
Сведения по истории астрологии в Месоамерике (так называется территория современной Мексики и севера Центральной Америки) более скудны. Тем не менее, известно, что ещё за несколько веков до нашей эры здесь существовала развитая культура ольмеков. Резьба по камню, сделанная ольмекскими художниками около 600 г. до н.э., даёт основание утверждать, что ключевые знаки месоамериканской астрологии использовались уже тогда.
Цолькин – 260-дневный цикл, составляющий уникальную особенность месоамериканской астрологии – сформировался к 200 г. до н.э.
VI век до нашей эры
VI в. до н.э. вошёл в историю как век небывалого расцвета религиозно-философской мысли. В этом столетии жили Лао-цзы (основатель учения даосизма), Конфуций (величайший китайский педагог, мыслиель и государственный деятель), Будда Шакьямуни (основатель первой из «мировых религий»), Махавира Джина (вероучитель джайнизма, и по сей день остающегося одной из самых массовых религий в Индии), Пифагор (знаменитый греческий философ, учёный и религиозный реформатор).
VI в. до н.э. явился также временем начала расцвета зороастризма (ставшего доминирующей религией Персидской державы Ахеменидов) и временем оформления орфизма (древнегреческого религиозно-мистического учения). Практически во всех перечисленных новых религиозно-философских учениях астрология стала играть значимую роль.
Существуют различные теории, пытающиеся объяснить этот удивительный всплеск в духовной жизни самых различных народов, но здесь мы ограничимся лишь одним фактом, безусловно интересным для астрологов. Именно в VI в. до н.э. произошло единственное за всю обозримую историю человеческой цивилизации соединение трёх высших планет — Урана, Нептуна и Плутона, — причём это соединение происходило на Южном Лунном Узле в оппозиции к Сатурну на Северном Узле. Максимальное сближение трёх высших планет произошло в мае 577 г. и в мае 576 г. до н.э.
Друиды
Что же касается астрологии друидов, то здесь наши сведения особенно неполны и фрагментарны. Данная астрологическая традиция основана на воззрениях многочисленных племён, в древности живших на севере Европы – в Галлии, Ирландии, Британии. Друидами у древних кельтов и галлов назывались жрецы местных дохристианских культов. Обилие лакун в наших знаниях об истории и особенностях астрологической системы друидов связано, во-первых, с тем, что кельтско-галльская культура была бесписьменной, а во-вторых, с тем, что астрология друидов как часть языческой культуры активно подавлялась христианской церковью, начиная с раннего Средневековья, и не сохранилась ни в живой традиции, ни в достоверных источниках дохристианского периода.
Главным источником исторических сведений о кельтах и галлах для нас являются сообщения античных авторов. По свидетельству Юлия Цезаря (I в. до н.э.), друиды “много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе, могуществе и власти бессмертных богов”. По утверждению Цезаря, друиды считали святотатством записывать своё учение и потому у них просто никогда не было астрологических таблиц как таковых.
Древняя Греция
Решающее значение как в частной, так и в общественной жизни греков имели предсказания будущего на основании гаданий и оракулов.
Небесными знамениями издревле считались солнечные и лунные затмения и падения метеоров. В быту пользовались календарями удачных и неудачных дней лунного месяца: «день — когда мать, а когда и мачеха». Слова «астрономия» и «астрология» употреблялись в смысле, отличном от современного. Так, «астрономия» могла означать теоретическое знание, бесполезное в практической жизни, а «астрология» — необходимое руководство для определения времени, благоприятного для того или иного вида деятельности.
На ранних этапах своего развития греческая культура создала собственный звездный календарь. Его изложил поэт Гесиод в поэме «Труды и дни».
Вопросам календаря и морской навигации уделялось особое внимание в практической науке о звездах. Ее знатоками считались древние мудрецы: Фалес Милетский (VII-VI вв. до Р. Х.) предсказал солнечное затмение; Анаксимандр (VI в. до Р. Х.) первым установил гномон, указывающий дни равноденствия и солнцестояния , и создал небесную карту . Платон считал, что астрономические знания обязательны для всех граждан государства.
Однако, в 4-м веке до н.э. вследствие успешных походов Александра Македонского греческая цивилизация вступила в контакт с вавилонской, в результате чего греческая астрология получила мощный толчок в своем развитии. Греческая мифология обогатилась большим количеством месопотамских сюжетов, а греческая астрология заимствовала из Вавилона систему деления небесной сферы на отдельные созвездия и соответствующие им мифы.
В дальнейшем греческая наука не ограничилась одними лишь заимствованиями, а сумела существенно усовершенствовать вавилонские астрономические модели. Так греческий ученый Птолемей, уже на закате эпохи эллинизма, сумел создать наиболее совершенную на тот момент теорию движения планет, которая стала использоваться во всех частях известной тогда ойкумены.
Наконец, греческий ученый Гиппарх открыл явление прецессии, что позволило как повысить точность астрономических расчетов, так и ввести понятие тропического зодиака.
Наряду с разработкой астрономической модели Птолемей предпринял попытку систематизировать и астрологическое наследие эпохи эллинизма, которое в основе своей представляло собой модернизированную вавилонскую систему. Результаты своих изысканий он изложил в «Тетрабиблосе».
В народной греческой религии начиная с V в. до Р. Х. также происходили изменения, подготовившие массовое сознание к принятию астрологии
Древний Рим
В Древнем Риме астрология играла гораздо более важную роль, чем в классической Греции. Возможно, это было связано с тем, что астрология и другие мантические техники активно разрабатывались народами Европы, с которыми римляне вступали в контакт. В частности, римские авторы отмечают популярность астрологии у галлов. Этруски, ближайшие соседи римлян, также занимались астрологией.
В Риме наука о звёздах была популярна как среди правящей элиты, так и у широких слоёв населения. В частности, астрология играла немалую роль в истории второго сицилийского восстания рабов (104 — 99 до н.э.).
Среди крупнейших астрологов Римской империи, живших в I в., следует упомянуть:
- Марка Манилия, автора стихотворного трактата “Астрономика”,
- Тразилла (Фрасилла), который был личным астрологом и близким другом императоров Августа и Тиберия,
- Доротея Сидонского, написавшего знаменитое астрологическое “Пятикнижие”,
- Херемона, который вместе с Сенекой был воспитателем юного Нерона,
- Тимея, автора двух авторитетных астрологических трактатов на греческом языке,
- Балбилла, астролога императоров Клавдия и Нерона, который даже стал правителем Египта (префектом)
Однако чрезмерный интерес к астрологии имел и негативные последствия: в Римской империи астрологи несколько раз подвергались гонениям — именно потому, что они правильно определяли тенденции жизни сильных мира сего, а этим могли воспользоваться противники правителя. В Римской империи астрологию нередко критиковали и философы.